Аннотация:медиапространстве, выявляется роль гипертекстовых технологий в формировании мани-
пулятивного потенциала новостного гипертекстового сообщения.
При анализе материала учитывались основные характеристики гипертекста: фрагмен-
тарность, нелинейность, бесконечность и разнородность. При этом было выявлено, что но-
востные сообщения, представляют собой гипертекстовые комплексы со структурой различ-
ной сложности – от двухступенчатых до многоуровневых. В зависимости от типа структуры
гиперкомплекса выявлялся характер доминирующей информации в смежных статьях.
В новостных гипертекстах выявлено два типа коммуникативной установки – инфор-
мативная и воздействующая, при этом доминантной функцией комплекса является воз-
действующая. Средством воздействия становится информация, которая раскрывается
посредством внутритекстовых или внетекстовых гиперссылок, ведущих на статьи с оце-
ночными суждениями или критической информацией о событиях, которые могли бы ассоции-
роваться с темой исходной статьи, при этом формируя определенный медиаобраз.
Манипулятивный потенциал новостного гипертекста раскрывается через модальность
гиперкомплекса в целом, которая формируется как технологическими приемами (переходы
по гиперссылкам), так и имплицитными языковыми средствами посредством подбора фак-
тов и событий, компрометирующей информации и ее интерпретации, манипуляции при
помощи контраста и обобщения, семантической или ассоциативной связи между звеньями
информационной цепочки на разных уровнях гипертекста.
Проанализированные новостные гипертекстовые сообщения демонстрируют наличие
манипулятивного потенциала, и могут служить инструментом формирования обществен-
ного мнения – переходя по гиперссылкам читатель попадает на статьи, которые в совокуп-
ности создают определенный целостный медиаобраз для воздействия на читателя.