Александр Великий и Клеомен из Навкратиса в древнеегипетском источнике? (К интерпретации автобиографической надписи из гробницы Уннефера в Саккара)статья
Аннотация:Александр Великий и Клеомен из Навкратиса в древнеегипетском источнике? (К интерпретации автобиографической надписи из гробницы Уннефера в Саккара)
В статье предложена интерпретация фрагментарно сохранившейся и опубликованной на настоящее время лишь частично автобиографической надписи из гробницы Уннефера, сына Паинму, в Саккара IV в. до н.э. Согласно выдвинутой Ф. фон Кенель и до сих пор не оспаривавшейся интерпретации этого источника, в нем описываются события жизни египетского вельможи – современника ХХХ династии: подвергнувшись опале в царствование Тахоса (ок. 361/0-359/8 гг. до н.э.), он затем отправился к этому царю в его армию, действовавшую против персов, каким-то образом попал ко двору Великого царя (Артксеркса II или III) и, после милостивого приема у него, вернулся в Египет. В интерпретации фон Кенель есть ряд неувязок: прежде всего, сугубо позитивная, согласно автобиографии Уннефера, роль его визита к Великому царю в его личной судьбе, несовместима с такими обстоятельствами середины ХХХ династии, как война Египта с Персией при Тахосе, которая закончилась бегством к персидскому двору этого царя, низложенного Нектанебом II, последующая угроза персидского вторжения в Египет и сугубая враждебность к персам после того, как это вторжение состоялось в 343 г. до н.э., сохранявшаяся до раннеэллинистического времени включительно; кроме того, в рамках интерпретации фон Кенель не поддаются интерпретации некоторые частные детали (датировка упоминаемой в автобиографии Уннефера смены священного быка Аписа; причина неупоминания имени сановника, обозначенного как «начальник, управлявший Землей возлюбленной», каковым в данных обстоятельствах мог быть только отец Нектанеба II Ча-хеп-иму). В связи с этим предлагается пересмотреть предполагаемую датировку этих событий биографии Уннефера и отнести их ко времени IV в. до н.э., очевидным образом, уже после царствования Нектанеба II, когда Египет находился под властью чужеземного правителя, пребывавшего за его пределами, но признанного его легитимным царем (соответственно, именно он должен был принимать Уннефера за пределами Египта). Исторически таким временем с наибольшей вероятностью является царствование Александра Великого, что позволяет идентифицировать «начальника, управлявший Землей возлюбленной», как Клеомена из Навкратиса.
Alexander the Great and Cleomenes of Naucratis in an Egyptian Hieroglyphic Source? (On the Interpretation of the Autobiographical Inscription from the tomb of Wennefer at Saqqara)
The article proposes an interpretation of the autobiographical inscription from the tomb of Wennefer, son of Painmu, at Saqqara, dating back to the 4th century B.C. This source is preserved in fragments and published only partly. According to its earlier and still undisputed interpretation by Fr. von Kaenel, it describes the adventures of an Egyptian nobleman contemporary to Dynasty XXX; having come to disfavor under Tachos (ca. 361/0-359/8 B.C.), he later went to this king to his army fighting the Persians, appeared somehow at the court of the Great King (Artaxerxes II or III), and, after a kind reception there, returned to Egypt. This interpretation has in it a number of inconsistencies: to begin with, the highlight on the positive effect of Wennefer’s visit to the Great King, which is found in the autobiography, is drastically implausible in the time of the recent war with Persia under Tachos, the flight of Tachos deposed by Nectanebo II to the Persian court, the eventual menace of Persian assault under Nectanebo II and the hatred for Persians after this assault was realized in 343 B.C. that lasted as long as the early Hellenistic time. Another thing is that the interpretation by von Kaenel leaves unexplained a number of minor details (the dating of the change of Apis bull mentioned in the autobiography, the omission of the personal name for an official denoted “superior who governed the Beloved Land”, who must have been under the circumstances the father of Nectanebo II Cha-hep-imu). This allows proposing a re-dating of these events in Wennefer’s life to an epoch of the 4th century B.C., evidently following the reign of Nectanebo II, when Egypt was under the dominion of a foreign ruler staying outside it but recognized its legitimate king (in the autobiography he must have been the host of Wennefer outside Egypt). Historically this must be with greatest probability the time of Alexander the Great, which makes it possible to identify the “superior who governed the Beloved Land” with Cleomenes of Naucratis.