Сравнительно-функциональный анализ мифа и ритуала как составляющих частей мифоритуального религиозного комплексастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 ноября 2019 г.
Аннотация:Автор затрагивает проблему существования в системе религиоведческого знания такого направления, как ритуалистика, предмет которой — мифоритуальный комплекс — до
недавнего времени не оказывался в фокусе внимания специалистов, и предпринимает
попытку дать определение мифоритуала, обозначив его генезис и основные характеристики мифа и ритуала как феноменов культуры. В решении вопросов взаимосвязи мифа
и ритуала в качестве основного метода выступает функциональный анализ, при этом автор опирается на достижения московской и билефельдской школ социологии религии,
теории обряда / ритуала В.Н. Топорова, А.К. Байбурина и К.С. Сарингуляна, а также
на философию мифа М. Элиаде и взгляды представителей кембриджской школы. В ходе
сравнительного анализа 36 функций ритуала, 12 функций мифа и 24 функций религии
автор приходит к выводу, что количество функций мифа, выявленных отечественными
и зарубежными специалистами по социальной антропологии, этнологии и фольклористике, относительно невелико и более соразмерно количеству социальных функций религии, нежели ритуала. Делается предположение, что религия в ходе своей эволюции наследует около половины функций, присущих первичному мифоритуальному комплексу, насчитывающему 48 функций.