Место издания:Издательство Московского университета Москва
Первая страница:864
Последняя страница:864
Аннотация:Кризис и его влияние на восприятие. За последние два десятилетия Россия пережила множество кризисов - экономических и политических. Все они не могли не отразиться на массовом сознании. Исследования крупных социологических центров, таких как ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр показывают, что восприятие ситуации как кризисной приводит к повышению недоверия государству в целом и государственным институтам в частности. А это в свою очередь естественным образом влечет и изменения в поведении граждан - рост протестных настроений, негативизм по отношению к власти, недоверие власти, игнорирование принимаемых на государственном уровне решений, молчаливые и активные акции протеста.В то же время обеспечение поддержки государственных решений со стороны населения является важным направлением государственной политики. Одним из факторов, который определяет успешность такой политики, является образ страны, который существует у населения. Он является фоном, на котором происходит восприятие текущих событий, явлений, действий и решений.Можно предположить, что в образе страны отражаются базовые установки, которые с течением времени меняются мало и создают фундамент для стабильности и определяют то, как будет протекать те или иные процессы. Понимание того, какие из этих элементов одержат верх в массовом сознании на тот или иной момент времени, как происходит процесс усвоения новых идей и символов, и почему одни становятся значимыми, а другие отходят на второй план, почему одни решения получают поддержку, а другие встречают яростное сопротивление - является важной как исследовательской, так и практической задачей. С 2009 по 2020 года на кафедре социологии и психологии политики факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проводилось исследование посвященное изучению представлений граждан о России. В ходе была разработана авторская методология и проведены эмпирические исследования, в ходе которых были использованы различные методы, в том числе глубинные интервью, которые содержали как закрытые, так и открытые вопросы, которые затем обрабатывались и кодировались по специальной методике. В результате был собран большой массив информации качественного характера, которые позволяют не только проанализировать существующие в современном обществе представления о стране, но и выявить глубинные слои восприятия, которые содержат такие формы как символы и архетипы, которые помогают глубже понять механизмы, которые влияют на конечные мнения и поведения граждан. В данной статье мы остановимся на данных полученных в период с 2017 по 2018 года. За этот период было собрано 670 интервью, по специальной методике. Выборка сбалансирована по полу, возрасту и образованию.