Аннотация:За последние годы мы наблюдаем стремительные изменения в социальной, экономической и политической сферах, как у нас в стране, так и за рубежом. Эти изменения не могли не повлиять на представления граждан о своей стране. А изменения в представлениях естественным образом влекут и изменения в поведении граждан - рост протестных настроений, негативизм по отношению к власти, недоверие власти, акции протеста. В то же время мы хорошо видим, что далеко не везде и не всегда реакция на одни и те же события и информацию одинакова в разных местах и у разных групп населения. Можно предположить, есть базовые установки, которые с течением времени меняются мало и создают фундамент для стабильности и определяют то, как будет протекать те или иные процессы. Понимание того, какие из этих элементов одержат верх в массовом сознании на тот или иной момент времени, как происходит процесс усвоения новых идей и символов и почему одни становятся значимыми, а другие отходят на второй план является важной как исследовательской, так и практической задачей. В нашем докладе мы хотели бы остановиться на двух важных элементах образа страны - символах и архетипах. По сути символы являются условными знаками и маркерами каких-либо понятий, идей, смыслов и явлений. Важным является то, что что сам по себе символ имеет как две части: с одной стороны он имеет собственное содержание, а с другой в неявной и часто неразвернутой форме содержит иное содержание. Благодаря своей двойственной природе символ может существовать как на рациональном уровне восприятия, закрепляясь, например, в символике государства, так и на бессознательном, концентрируя в себе скрытые смыслы, содержащиеся глубоко в бессознательном, и часто неосознаваемые самим индивидом. Таким образом, символы влияют на когнитивную составляющую образа страны.В отличие от символов архетипы - это устойчивые образы, которые находятся в бессознательном человека, они напрямую влияют на эмоциональную сферу человека, а значит определяют эмоциональное измерение образа страны. Они обладают сильной энергетической заряженностью и поэтому практически всегда вызывают определенную реакцию индивида. С 2009 по 2020 года на кафедре социологии и психологии политики факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проводилось исследование посвященное изучению представлений граждан о стране. В ходе была разработана авторская методология и проведены эмпирические исследования, в ходе которых были использованы различные методы, в том числе глубинные интервью и проективные методы - такие как метод ассоциации и метод проективного рисунка. В результате был собран большой массив информации качественного характера, которые позволяют не только проанализировать существующие в современном обществе представления о стране, но и выявить глубинные слои восприятия, которые содержат такие формы как символы и архетипы, которые помогают глубже понять механизмы, которые влияют на конечные мнения и поведения граждан. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-011-01138А «Образ страны в Российском обществе: политико-психологический анализ».