Аннотация:В докладе формулируются общие принципы построения системы образования, прежде всего, школьного (общего), соответствующего реальности XXI века. Эти принципы кратко названы: Результативность, Расширенная личность, Прозрачность, Цифровая платформа. Результативность предполагает компетентностные результаты и персонализированный выбор целей и степени их достижения, заданий и проектов, направленных на это достижение. Под Расширенной личностью понимается человек, который в своей психической, в частности, когнитивной деятельности использует цифровые средства для письма, вычисления, получения информации в интернете и т. д., которые тем самым становятся частью его личности (концепция, принадлежащая Л. С. Выготскому). Образовательный процесс, в том числе процедуры аттестации, строится, исходя из того, что субъект образования, учащийся, является расширенной личностью. Прозрачность предполагает, что все в образовательном процессе фиксируется, в том числе в форме аудиовидеозаписей занятий, фиксации двигательного взаимодействия ученика с цифровой средой, включая нажатие клавиш, движение мыши или направление взгляда и т. д. Фиксируется также психофизиологическое состояние учащегося, внимание, утомление. Определяются права доступа к этой информации, использование ее для формирования цифрового следа учения, цифровых портфолио учащегося. Цифровая платформа используется для доступа ученика к цифровым средствам и работы с ними, планирования персональной системы целей и путей их достижения, взаимодействия, обратной связи и оценивания, сохранения и анализа цифрового следа учения, предсказания, рекомендаций для учащихся и образовательных программ по их взаимному соответствию. Эти принципы реализуются в различных образовательных системах, в том числе в проекте цифровой платформы Сбера, использование которой в настоящее время начинается в тысячах школ России после пилотного периода в «Хорошколе» и десятках школ в регионах.