Аннотация:Аннотация: постнеклассический идеал рациональности требует учитывать неустранимую роль субъекта, ко -
торый понимается в современной философии и науке прежде всего как наблюдатель, осуществляющий
процесс познания. Одновременно для получения объективного и рационального знания требуется устра -
нить субъективный произвол наблюдателя. причем для наблюдения наблюдателя требуется тоже наблю -
датель. тем самым возникает парадокс, который можно назвать парадоксом наблюдателя. некоторые
возможные подступы к разрешению данного парадокса наметил еще М.К.Мамардашвили, который пред -
ложил мыслить единый континуум бытия–сознания. если постараться мыслить таким континуумом, тог -
да субъект и объект будут рассматриваться как его идеальные предельные полюса. А действия наблюде -
ния будут производить во внутренней среде континуума те или иные возмущения, затрагивающие в том
числе и наблюдателя. тем самым наблюдатель, наблюдающий себя и других наблюдателей, парадоксаль -
ным образом окажется вписан в ту же самую картину мира, которую он выписывает.
Ключевые слова: идеалы рациональности, классика, неклассика, постнеклассика, наблюдатель, постнекласси -
ческая философия, континуум бытия–сознания