Аннотация:Задача настоящего доклада – показать, что идея о естественной религиозности человека, которая в современном религиоведении концептуализирована, например, у Мирче Элиаде в понятии «homo religiosus», имеет долгую историю. На латинском Западе она впервые появилась в философии Цицерона, разрабатывалась в теологии Отцов Церкви и была концептуализирована Томмазо Кампанеллой в определении человека как «разумного религиозного животного» («animal rationale religiosum»). Автор показывает, что это определение появляется в ходе полемики Кампанеллы с атеизмом и при этом довольно оригинальным образом совмещается с известной максимой Аристотеля, согласно которой человек является «общественным животным» («animal politicum»). тем самым Кампанелла подчеркивал важную социальную роль религии как средства сохранения естественного закона и, соответственно, мира и порядка в государстве.