Аннотация:Статья содержит в себе попытку «разгадать» один из самых неожиданно оригинальных и провокационных натюрмортов И. Машкова «Привет XVII съезду», отчасти опираясь на наше знание «натюрмортной» иконографии, отчасти на знание фольклорного творчества народов СССР, учитывая, что Машков с самого начала своей жизни в искусстве был увлечен народным творчеством.
Натюрморт Машкова, в котором, казалось бы, всё так понятно, кодифицирован и поддается расшифровке, о которой, возможно, сам художник даже не подразумевал. Опыт народной поэзии доказывает, что новая символика создается не по наитию, а опирается на древние традиции – общекультурного или общецивилизационного опыта – создание аналогов – сознательная или бессознательная апелляция к прецедентам.
В сакральном натюрморте Машкова (священный жертвенник) нашли воплощение все программные черты социалистического реализма. Его искусство, будучи «социалистическим по содержанию», апеллирует к народной форме. Увлекшись имитацией народности, вольно или невольно, он создает икону советского искусства. Однако «народность открывает дорогу неограниченной власти китча». Чему свидетельство – натюрморт И. Машкова. Переживающий кризис идентичности художник выступает чутким резонатором эпохи.