Аннотация:синкретизм как феномен по-разному интерпретируется в запад-
ноевропейской и российской науке. Для российских исследователей он являет-
ся универсальным концептом, которым описывается группа процессов; в то
же время в западноевропейском научном сообществе практически пятьдесят
лет антропологи и религиоведы ведут активные дискуссии относительно его
применения. Неоднозначную оценку дают большинство зарубежных исследо-
вателей и непосредственно понятию «синкретизм». В отечественной науке
его определение не считается проблематичным, так как сложная история
термина, его многочисленные коннотации чаще всего в научных работах просто не
учитываются. Указанные обстоятельства препятствуют последовательному приме-
нению теории синкретизма для анализа эмпирических данных, что определяет теори-
тическую значимость представленной публикации. Цели и задачи данного исследова-
ния: выявить разницу в исследовательских подходах западноевропейских и российских
учёных через компаративный анализ посвящённых концепту исследований, а также
установить основную её причину; изучить границы понятия «религиозный синкре-
тизм» через определения круга контекстов, в которых он применяется. Происходящие
на фоне глобализации процессы размывания границ идентичности неизбежно касают-
ся и вопроса религиозного самоопределения, которое нередко носит синкретический
характер, — данный фактор обусловливает актуальность исследования. Сравнитель-
ный метод, применяемый автором в ходе изучения публикаций, посвящённых синкре-
тизму, показывает, как явление освещалось в научных работах западноевропейских и
российских исследователей, как менялись коннотации называющего его понятия; вы-
являет ключевые расхождения и лакуны в исследовательских подходах, а также диффе-
ренцирует основные виды контекстов, в которых оно фигурирует.