Аннотация:На первый взгляд в трактате Цицерона «О природе богов», написанном в форме диа-лога, метафизические идеи высказываются только стоическим участником, Бальбом,который не может аргументировать их достаточно убедительно перед лицом критикисо стороны Котты, представителя академической традиции, к которой, по крайнеймере в гносеологии, относит себя и сам автор. Однако так ситуация выглядит, лишьесли читать трактат изолированно от других произведений Цицерона и с учетом лишьвысказанного, а не умолчанного. Между тем, есть все основания для того, чтобы рас-сматривать этот трактат в качестве центрального в группе произведений второй поло-вины 40-х гг., отчего умолчания в нем оказываются не менее важными, чем прямойтекст. Из сопоставления различных высказываний Цицерона о божественном, рассе-янных в разных трудах, выясняется, что метафизическое содержание в них, несомнен-но, было, и выстраивалось оно с апелляцией к Платону, переосмысленному в контек-сте академической традиции. Ключом же к пониманию трактата «О природе богов»служит его композиция, построенная на противопоставлении экзотерической религи-озности эпикурейского и стоического участников невысказанным идеям их академи-ческих критиков.