Аннотация:В статье рассматриваются вопросы связи юннатскогодвижения с университетским образованием в разные периоды его развития. Показана неоднородность современного натуралистического движения и формирование двух основных направлений,отличающихся по разным параметрам. Одно направление характеризуется продолжением коренных традиций юннатства и университетского образования в области изучения ботаники и зоологии(академические кружки вузов и музеев), второе — трансформацией в работу по просвещению в области экологических знаний, актуализированной проблемами загрязнения среды обитания (школьные кружки и учебные группы системы дополнительногообразования). На примере одного из современных академических кружков продемонстрированы некоторые аспекты формирования национального человеческого капитала в научной и образовательной сферах. Показана роль учебных практик академическихкружков в формировании биологической эрудиции и познании разнообразия живой природы, что является важным дополнением к системе университетского биологического образования.