Аннотация: Вопрос о причинах деградации системы образования в нашей стране за последние два десятилетия только на первый взгляд кажется простым. Конечно, огромную ответственность за плачевное состояние современных наших школ и вузов несут люди, стоящие у руля государственной власти. Они перестали финансировать их в должной мере, затеяли непродуманные реформы, разрушающие традиционную систему обучения и воспитания молодых людей.
Очевидно также, что корни многих бед нашего современного образования коренятся в уродливом устройстве российской общественно-политической системы, при котором знания, умения, талант, высокие духовные качества составляют скорее препятствие для карьеры, нежели фактор, ей способствующий. Интерес к учебе у молодых людей держится в этих условиях исключительно на любознательности, а не на стремлении добиться успеха в жизни. Даже малые дети у нас уже понимают, что знаниями, умом, честностью, добротой успеха в жизни не добьешься, но зато вполне можешь стать посмешищем в глазах окружающих, и не стремятся приобретать эти качества?
Ясно, что система образования не может не деградировать в условиях, когда телевидение, кинофильмы, книги, журналы, газеты выставляют в качестве героев людей с извращенной системой ценностей: глупых, циничных, бессовестных.
Но давайте спросим себя, а откуда берутся пороки, в которых погрязло наше общество, наши школы и вузы (я думаю, все понимают, о каких пороках я говорю)? И кто их распространяет, кто с ними мирится? Давайте, зададим себе простейший русский вопрос: кто виноват в сложившейся катастрофической ситуации? Каждый, который по-настоящему задумается над этим вопросом, сделает для себя потрясающее открытие.
Конечно, страной руководят люди невежественные и бессовестные — для меня это очевидно: по делам их сужу, а не по внешнему обличью. Но разве группка людей способна сотворить со страной, обществом, с системой образования в нем то, что сотворено в последние два десятилетия? В России сложилась огромная по своим масштабам индустрия разрушения человеческой личности, общества и государства. Но истинный трагизм ситуации заключается не в этом, а в том, что функционирует данная индустрия не сама по себе, а благодаря усилиям огромного количества людей.
Скажите, вы верите в то, что взрослые люди — дяди и тети — не ведают, что творят? Вы верите в то, что они не сознают, что уже много лет упорно и настойчиво занимаются тем, что грабят своих детей и внуков, отнимая у них перспективу нормальной жизни, лишая их будущего? И я не верю в то, что они не ведают и не сознают. Так может быть, у нас в России взрослые дяди и тети просто-напросто составили заговор против своих детей? Разве не похоже то, что происходит в настоящее время в нашем обществе, на грандиозный заговор взрослых против детей? Признаемся, очень даже похоже. Кстати, а где эти «заговорщики» получали образование? В каких они школах и вузах учились? Разве не в советских?
У нас принято высоко оценивать качество советского образования. Думается, это мнение нуждается в пересмотре. Если советское школьное и вузовское образование было таким качественным, как его представляют, то откуда же тогда среди выпускников советских институтов и университетов взялось столько невежественных экономистов и юристов, неспособных понять самые элементарные истины — например, то, что рынок сам по себе ничего урегулировать не может, что свободного от насильственного регулирования и контроля рынка никогда в человеческой истории не существовало, что если государство отказывается регулировать рынок, то он регулируется бандитами. И почему среди тех, кто изучал в советских юридических учебных заведениях государствоведение, исторический опыт государственного управления и государственных реформ, обнаружилось столько невежественных, бездарных, откровенно глупых управленцев, государственных деятелей, «реформаторов»? И по какой причине среди выпускников советских школ и вузов оказалось такое большое количество людей бессовестных, безмозглых, ненавидящих свое Отечество, презирающих все русское: государство, общество, культуру?