"Конфликтогенные зоны" языкового сознания в межкультурном взаимодействиистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 27 мая 2021 г.
Аннотация:В статье охарактеризованы возможности лексикографического представления языковойкартины мира с опорой на положения концепции московской психолингвистической школы о системностикартины мира в сознании носителя культуры / языка, о значении как идеальной форме существования предметного мира, о свободном ассоциативном эксперименте, проводимом с большим количеством испытуемых – носителей национального языка / культуры, как одном из оптимальных методов фиксации знаний,стоящих за словом в обыденном сознании носителя языка / культуры.Показано, что фиксируемая в ассоциативных словарях ассоциативно-вербальная сеть, построенная поданным массовых ассоциативных экспериментов, отражает системность связей ее элементов – слов, каждоеиз которых в свою очередь имеет свое значение со своей системностью. Сравнение фрагментов языковойкартины мира – компонентов этой модели – позволяет сделать выводы о несовпадении не просто значений(знаний, стоящих за словами) компонентов, но и их системности. Ассоциативно-вербальная сеть как целостная модель языковой картины мира способна отражать элементы в системе, на микро- и макроуровнях, чтопозволяет судить не только о значении, но и о значимости каждого ее элемента.С появлением ассоциативной лексикографии стало возможным смоделировать целостную картину мира«наивного» носителя языка / культуры, наблюдать реальное взаимодействие и взаимозависимость значения изначимости отдельного слова как в пределах всей ассоциативно-вербальной сети, так и в рамках отдельногоассоциативного поля. Материалы массовых ассоциативных экспериментов отражают реальное состояние обыденного сознания носителя определенного языка / культуры и могут использоваться как для анализа его синхронного состояния, так и для фиксации происходящих в нем изменений в диахронии при наличии несколькихвременных срезов, указывающих на изменения в структуре ассоциативно-вербальной сети и в содержаниизнаний, стоящих за словом-стимулом, в зависимости от изменений, происходящих в социуме.