Аннотация:На современном этапе развития экономической науки проблема феномена размещения производительных сил в территориальномпространстве России является предметов активных исследований, что вызвано растущей дифференциацией социально-экономического состояния городов. Цель - выявление факторов и определение степени их влияния на социально-экономическое неравенство городов России. Среди ключевых факторов рассматриваются такие как численность экономически активного населения, инвестиции в бюджет города, плотность населения, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, расстояние по автодорогам до центра. Факторная модель строится методом наименьших квадратов. Авторы использовали данные Федеральной службы государственной статистики 2003г., 2009г., 2014 г., в исследование были включены населенные пункты, имеющие статус города с численностью населения свыше 100 тыс. чел. Эмпирически доказано, что наиболее значимое положительное влияние на социально-экономическое неравенство городов России оказывает объем инвестиций в бюджет города и уровень развития транспортной инфраструктуры. Фактор географического размещения городов оказывает значимое отрицательное влияние на социально-экономическое неравенство городов. Однако, в Сибирском федеральном округе: показатель - расстояние по автодорогам до ближайшего крупного города коррерирует с объемом промышленного производства, что демонстрирует ориентированность торговли городов данного федерального округа на иностранный рынок. В Южном, Северокавказском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах приток трудовых ресурсов в город растет быстрее спроса на них, что подтверждает процесс миграции экономически активного населения в крупные города. Полученные результаты исследования могут быть использованы в создании методического инструментария для разработки механизмов сглаживания межрегионального неравенства, программ социально-экономического развития города.