Риторика границ видов искусства 1960-х годов и становление инсталляции как постмедиального вида искусствастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 29 апреля 2021 г.
Аннотация:1960-е годы ознаменованы одним из важнейших рубежей в истории и теории модернистского искусства: в это время с особой остротой разгорелась дискуссия о медиуме, или же о виде искусства. С одной стороны, такие влиятельные критики, как Клемент Гринберг и его последователь Майкл Фрид, настаивали на необходимости эстетической автономии и чётких границ между видами искусства. Залогом «чистоты» видов искусства объявлялось суживание их «сферы компетенции» и выявление сущности собственного медиума (иными словами, принцип медиум-специфичности). С другой стороны, ведущие представители минимализма (Дональд Джадд, Тони Смит), а также художники, работавшие с энвайронментами и хеппенингами (прежде всего Аллан Капроу), решительно атаковали не только границы между видами искусства но и границу между искусством и жизнью. Вышеописанный спор представляет отдельный интерес в контексте появления искусства инсталляции, которое происходило параллельно и заняло примерно десятилетие с 1965 по 1975 г.
Инсталляция с 1990-х гг. является одной из центральных форм современного искусства, причём Розалинд Краусс характеризует искусство инсталляции как «мультимедиальное», «интермедиальное» или «постмедиальное». Интермедиальность, понимаемая как сочетание черт традиционных видов искусства, как пространственных, так и временных, безусловно, относится некоторыми исследователями инсталляции к важнейшим её приметам. Критика минимализма, «театральности» и смешения видов искусства, изложенная Майклом Фридом в статье «Искусство и объектность», обернулась одной из наиболее точных характеристик набиравшего силу инсталляционного мышления и видения в искусстве: большинство художников, чьё творчество Фрид назвал «театральным», вписаны в историю инсталляции как её предтечи или первопроходцы.