Аннотация:В работе анализируется роль тренера как узлового механизма в суперсистеме «тренер-всадник-лошадь» на пути идеального исполнения элемента выездки парой «всадник-лошадь». Целью работы являлось теоретическое, с позиции теории П.К. Анохина, представление взаимосвязи «тренер-всадник-лошадь» как модели социальной функциональной системы, направленной на получение полезного спортивного результата. Ставится задача системного обоснования роли тренера в формировании двигательного навыка у всадника и лошади в выездке. На основании полученных данных сформулированы основные физиологические критерии педагогического мастерства тренера, сделаны выводы о роли тренера в рассматриваемой цепи взаимодействий. Во-первых, эфферентный поток словесных инструкций тренера декодируется ЦНС всадника в его физическую активность, влияя на лошадь, а значит, и на спортивную пару в целом. Во-вторых, постоянно корректируя результаты двух функциональных субсистем, тренер закрепляет наиболее совершенные средства управления всадника лошадью и его мастерство по принципу сенсорных коррекций.