ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.): ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИстатьяИсследовательская статья
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 февраля 2021 г.
Аннотация:В статье рассмотрены повседневная жизнь и основные виды деятельности женских монастырей Урала и Западной Сибири. Хронологические рамки статьи ограничены второй половиной XIX - началом ХХ в., т. к. именно с середины XIX столетия начинается невиданный подъем женского монашества в России. При работе по теме использовались как методы общенаучные, так и исторического исследования (историко-сравнительный, генеалогический, социально-исторический). Источниковой базой исследования послужили документы из Государственного архива Оренбургской области, Государственного архива в г. Тобольске, а также опубликованные материалы (путевые дневники, мемуары, письма, историко-статистические и историко-этнографические описания). Последние размещены в периодической печати XIX - начала ХХ в. («Епархиальные ведомости» - екатеринбургские, пермские, оренбургские, уфимские, Тобольские губернские ведомости). На разнообразном материале автор старается показать богатый внутренний мир женского монастыря. Для этого рассмотрены распорядок дня в монастырях, условия, в которых проживали сестры, и основные виды деятельности женских обителей: религиозная, производственная, воспитательно-просветительская, миссионерская. Такая разнонаправленная деятельность женских монастырей служила для обеспечения их всем необходимым в плане пропитания, а также приносила существенную прибыль. Важное место занимали ремесла и рукоделья, к выполнению которых в качестве послушаний была привлечена большая часть сестер. Как видно из результатов исследования, не все женские обители могли похвастаться богатым набором производств, а только достаточно крупные, значимые в регионе или имеющие долгую историю. Многое зависело от настоятельницы конкретного монастыря, определявшей возможности обители в осуществлении тех или иных видов деятельности. Несмотря на регламентированный уставами распорядок дня, жесткие правила поведения, сестры получали возможность реализоваться, в том числе и творчески, в разных сферах деятельности: религиозной, хозяйственной, просветительско-благотворительной. Более мягкие и одновременно стойкие по своей природе, женщины выдерживали все тяготы пребывания в монастыре, доводя выбранное дело до конца.