Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 марта 2017 г.
Аннотация:В настоящее время концепция «китайской мечты» превратилась в часть официального дискурса КНР. В то же время ее сущностное наполнение остается неясным. В статье рассматривается историческая трансформация концепции. Ее эволюция с 1860-х годов определялась стратегическим вызовом со стороны западных стран. В ответ китайская интеллектуальная элита формулировала задачи все более широкой и комплексной модернизации, под которой на деле понималась вестернизация страны. В результате осуществление «китайской мечты» одновременно воспринималось как частичный отказ от национальных традиций. Даже марксизм, который использовался для борьбы с западным доминированием, также имеет западное происхождение. В этом отношении Мао Цзэдун и вслед за ним Коммунистическая партия Китая использовали контрстратегию, рассматривая марксизм как научное учение, являющееся мировым достоянием. В связи с происходящими под влиянием модернизации в Китае изменениями, встает вопрос о том, что же составляет неотъемлемую национальную специфику страны. В этом контексте автор формулирует концепцию «методологического Китая», которая определяется тем, что то, каким образом страна действует, гораздо лучше определяет ее сущность, чем ее ценности. Адаптивность Китая позволяла ему заимствовать все лучшее из западного опыта и тем самым сократить разрыв по отношению к ведущим державам. Реализация подобной стратегии может быть спроецирована на общие тенденции мирового развития, в рамках которых любые инновационные стратегии со временем утрачивают свою эксклюзивность и копируются конкурентами. В этих условиях страны сталкиваются с проблемой ограниченности ресурсов – конкуренция за них может стать не только бессмысленной, но и создавать угрозы для сохранения цивилизации. В этой ситуации необходимо перейти от преследования «национальной мечты» к построению системы стабильного сосуществования и мира.