Аннотация: На основании проведенного нами мини-обзора, рассматривающего взаимосвязи между стрессом и заболеваемостью в целом, сделано предположение о том, что стресс способен ускорять процессы старения. Следовательно, средства, противодействующие стрессу, могут считаться геропротекторами.
Ранее нами была вкратце рассмотрена роль стресса и его гормональных медиаторов - глюкокортикоидов в патогенезе отдельных заболеваний: кардиометаболических, невропсихиатрических и др. [1]. В настоящей работе мы попытались выяснить, каковы мнения различных авторов о взаимосвязях стресса и заболеваемости в целом, особенно при старении.
Согласно [2], для большинства болезней стресс не является единственной или главной причиной. Скорее, стресс вносит важный вклад в патогенез, приводя к возникновению, отягощению или продлению болезни. В соответствии с [3], стресс считается фактором риска для большинства болезней. Целый ряд болезней может вызываться или усугубляться стрессом [4]. Воздействие хронического стресса считается наиболее неблагоприятным, поскольку именно такой тип стресса влияет на склонность к заболеваемости. Важно то, что градиент заболеваемости и смертности вдоль всей шкалы социально-экономического статуса связан с интенсивностью хронического стресса [5].
Некоторые авторы подчеркивают основополагающую роль Ганса Селье (Hans Selye) в формировании концепции стресса как синдрома болезни вообще и в описании роли стресса как неспецифической основы болезней [6]. С другой стороны, исследователи "приняли на вооружение" метафору Ганса Селье о стрессе как спидометре жизни. Это означает, по-видимому, что стресс может ускорять старение в целом [7]. Согласно тем же исследователям, опыты на старых животных свидетельствуют о том, что избыточная реакция на острый стресс может лежать в основе возрастных патологий. В соответствии с [8], у пожилых людей стрессорные агенты могут повышать предрасположенность к болезням.
Все же, согласно [9], трудно представить себе, что стресс, механизмы которого возникли, по-видимому, миллионы лет назад, служит лишь для того, чтобы делать человека и животных больными. Поэтому в последующих публикациях мы постараемся более подробно осветить взаимоотношения между явлениями гормезиса и процессами аллостатической нагрузки и перегрузки.
Здесь же, в заключение, рассмотрим, каковы возможные способы противодействия стрессу при старении. Из лекарственных средств для этого могут применяться, но с оговорками, бензодиазепиновые агенты и антидепрессивные препараты [10], а также фитоадаптогены [11] и вероятно, гормоны с антистрессорной активностью, прежде всего мелатонин [12]. Широки также возможности психотерапевтических воздействий: различные методики психосоматического расслабления, включая медитацию, йогу и др.
Особо важна роль социальной поддержки в противодействии хроническому стрессу, прежде всего у одиноких пожилых лиц [13]. Хотя Ф.З. Меерсон приблизился к обсуждению стресс-лимитирующих систем еще в 80-х годах прошлого века [14], тем не менее, эта сторона проблемы, особенно в связи со старением, остается до сих пор малоизученной, что явно препятствует разработке новых средств с антистрессорной активностью.
Наконец, следует учитывать и то, что сами хронико-дегенеративные заболевания могут являться источниками интенсивного стресса, особенно в сочетании с болевыми синдромами [15]. В этом отношении, в последующих публикациях мы планируем расширить и сделать более детальным обсуждение роли стресса и его гормональных посредников (глюкокортикоидов, катехоламинов) в патогенезе сердечно-сосудистых и церебро-васкулярных расстройств, невропсихиатрических заболеваний, различных видов опухолей и т.д.