Аннотация:Работа с текстами рассмотрена в двух аспектах: применительно к заданиям ОГЭ и ЕГЭ, а также в более широком контексте формирования умений и навыков смыслового чтения. В статье приводятся виды текстов, используемые в ОГЭ и ЕГЭ по социально-гуманитарным дисциплинам, а также приемы работы в заданиях итоговой аттестации. Основной акцент сделан на подходах к анализу текстов, общих для обществознания, истории, географии (понимание текста, извлечение информации, интерпретация, использование извлеченной информации в заданном контексте). Работа с текстами рассматривается в логике метапредметного подхода. Текст предстает как система информации, опирающаяся и на предметное, и на метапредметное содержание. Проанализированы дидактические возможности формирования некоторых универсальных учебных действий (формулирование ценностных суждений, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация) при работе с текстами. Приведены примеры различных типов заданий, даны методические рекомендации по организации работы с текстами.