Аннотация:Язык функционирует во всех сферах человеческой жизнедеятельности и связан, в разной степени, практически со всеми социальными институтами: социальными институтами политики, экономики, образования и науки, религии, права, семьи. В то же время язык, при определенных условиях, может выступать значимым фактором социальной мобильности. В статье рассматривается влияние языковой компетенции и образовательного уровня на изменение социального статуса человека. Значимые факты социальной истории России хорошо отражены в произведениях русской классической литературы (точно так же, как и социальная история Франции наглядно представлена в «Человеческой комедии» О. де Бальзака, то же можно сказать и о других национальных литературах), поэтому привлечение литературных примеров представляется оправданным. В качестве иллюстративного материала авторы приводят примеры из произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Ключевые слова: социальные институты, социальная мобильность, образовательный статус, социология языковых отношений.