Аннотация:Систематический учет рождаемости, брачности, смертности и исповедания населения в России был введен при Петре I и передан в ведение церкви (метрические ведомости/экстракты/книги, исповедные ведомости). В полной же мере он развернулся уже во второй половине XVIII в. и продолжал функционировать в XIX – начале ХХ в. Однако определенный опыт церковного учета населения был накоплен еще в допетровскую эпоху. Точкой отсчета здесь можно считать древнерусские княжеские уставы
XI–XV вв. В предлагаемой статье показана эволюция документации по церковному учету народонаселения в дометрический период. Не случайно в новаторской монографии Д.Н. и И. А. Антоновых приведена ценная
библиографическая рубрика – «церковная реконструкция источников метрического учета». В нее включены статьи и законодательные акты,
касающиеся брачных обысков и венечных памятей конца XVII – XIX в. Церковный учет брачности до всеобщей метрикации (с 1770-х гг.) отразился в двух основных видах источников – венечных памятях и записных (сборных) книгах венечных пошлин. Наше совместное исследование строится на большом массиве документации из фондов Государственного
архива Вологодской области – ГАВО (ф. 496, 883, 1260) и Великоустюжского центрального архива – ВУ ЦА (ф. 363). Происхождением своим они связаны
с Устюжской десятиной Ростовской митрополии, а с 1682 г.– с выделенной из ее состава новой Великоустюжско-Тотемской епархией. Хронологически
они относятся к XVII – первой половине XVIII в.