Аннотация:Речь ребенка в возрасте 10-12 лет представляет собой важный, но еще недостаточно хорошо изученный феномен как в отечественной науке, так и в западных исследованиях детской речи. Наиболее значимые изменения в этом возрасте происходят в области усвоения дискурсивных и коммуникативных навыков устной речи. В данной работе рассмотрены дискурсивные особенности речи русскоязычных детей 10-12 лет при осуществлении референции - как при порождении различных референциальных выражений (полных именных групп, местоимений и референциальных нулей), так и при их понимании. На материале детских пересказов «Фильма о грушах» У. Чейфа, а также при экспериментальном исследовании понимания сконструированных дискурсивных фрагментов показана ключевая роль риторической структуры высказывания. Детские пересказы «Фильма о грушах» отличаются от аналогичных взрослых с точки зрения распределения референциальных выражений: дети использовали нулевую референцию только в случае минимального риторического расстояния до антецедента; во всех остальных случаях они избегали использования референциальных нулей, а при большом риторическом расстоянии значимо уменьшалось также и количество местоименной референции. При экспериментальном исследовании фактора риторической структуры при понимании дискурсивных фрагментов также были обнаружены значимые различия: дети 10-12 лет не учитывали риторическое расстояние до антецедента при восстановлении референта местоимения.Проведенные исследования дискурсивного развития детей 10-12 лет в целом подтверждают гипотезу позднего референциального развития, выдвинутую в работах К.Ф. Седова, однако вносят в нее существенные уточнения.