Аннотация:Статья написана по полевым материалам фольклорных экспедицийМГУ, работавших на территориях, подвергшихся в годы Второй мировойвойны немецкой оккупации. Воспоминания, записанные от участников иочевидцев тех событий, представляют собой личные травматические версииисторического прошлого, отличающиеся от героического grand narrative,тиражируемого в литературе, кинематографе и средствах массовой информации. При изучении подобных эго-документов с междисциплинарных позиций принципиально важно учитывать наличие в их структуре двух слоев:событийного (что случается) и ментально-чувственного (как случившеесявоспринимается, переживается и оценивается). Они определяют основные стратегии меморизации исторического прошлого: эгоцентричность(выбор себя в качестве «осевого» персонажа нарратива), селективность,интерпретативность (субъективная оценка прожитого), деиерархичность(личный характер масштабирования событий), реверсивность (регулярноевоспроизведение в разнообразных контекстах одного и того же набора воспоминаний). Инвариантный сценарий нарративного развертывания устных воспоминаний о жизни в оккупации, хранящийся в коллективной памяти,включает следующие темы: приход немцев; период оккупации (немцы напостое → лишения — голод, холод, отсутствие одежды и нормального жилья,принудительная работа, др. → насильственная депортация части населения вГерманию → партизанское движение; карательные операции) → отступлениенемцев и депортация ими гражданского населения → освобождение оккупированных территорий советскими войсками или партизанами → возвращение депортированного и эвакуированного гражданского населения в родныеместа. Опираясь на данный культурный жизненный сценарий, нарраторысоздают свои life stories, в которых набор тем, их последовательность, способы раскрытия, детальность прорисовки и степень достоверности могутбыть различными. В мужских воспоминаниях прожитое представленособытиями, связанными казуально (линейная нарративная композиция):за образец берутся официальные жанровые формуляры (автобиография,характеристика, резюме и т.п.). Женские воспоминания строятся на ассоциациях (нелинейная гипертекстовая композиция): на первый планвыходит не событийная, а эмоциональная сторона прожитого, поэтомурассказы тяготеют к фольклорным жанрам (плачам и песням). Мужскиеи женские мемораты отличаются и «настройками» автобиографическойпамяти: соответственно центрированностью воспоминаний «на себе» и «надругих». Поскольку в условиях оккупации ответственность за судьбу детейи стариков легла на плечи женщин, их личные воспоминания, часто излагаемые от первого лица множественного числа, приобретают обобщенныйхарактер и выражают коллективную точку зрения на случившееся. В меморатах, записанных от «детей войны», не способных в силу возраста осознатьэкзистенциональную сущность смерти, трагические события передаютсяс кинематографической детальностью и точностью, но в эмоциональномотношении почти нейтральны, отстраненны (эффект амнезии)