Аннотация:Очерчиваются возможности использования прагматического и медиологического подхода в рамках современной филологической теории литературного текста. В условиях развития новых технологий и связанных с нимформ опосредования культурной коммуникации развиваемая многочисленными теоретиками последних полутора столетий идея речи как действиястановится особенно плодотворной. Динамическая связь текста и контекста,очевидная для современной гуманитаристики вообще, оказывается в центревнимания прагматики и медиологии как возможных подходов к анализулитературного текста. Исторически литература была первой художественнойпрактикой, чьи артефакты стали тиражироваться. Она первой испытала насебе этот модус взаимодействия с широкой публикой и во многом определила то, каким образом эстетический опыт передавался в таких наследовавшихей технологиях, как фотография, кинематограф и интернет. С XVI по XIX в.функцию донесения информации до широкой аудитории монопольно выполняло печатное слово, но с тех пор положение изменилось. Новые медиасоздают почву для формирования разнообразных сообществ, и публика всеактивнее вторгается в эстетическое поле, не ограничиваясь пассивностьюпотребления. В интересах грамотной историзации этих процессов особенноважно расширить границы компетенций литературоведа, сократив разрывмежду установками, порожденными «программным» сосредоточением наматериале прошлого, и логиками, задаваемыми современными коммуникативными технологиями. Разговор о новых коммуникативных контекстахнеизбежно приводит к вопросу о переосмыслении роли филологическойнауки, так как именно филологи впервые начали изучать массовую коммуникацию в контексте эстетического опыта.Ключевые слова: литература; медиа; прагматика; филология; методология.Венедиктова Татьяна Дмитриевна