Аннотация:Статья посвящена проблеме репрезентации коллективной травмы в искусстве на примере работ трёх белорусских фотографов познесоветского периода: Игоря Савченко, Галины Москалёвой, Сергея Кожемякина. Автор предоставляет обзор таких понятий как «травма», «коллективная травма», «работа скорби», рассматриваются особенности аффективной составляющей фотографии. В статье излагаются теоретические подходы к репрезентации непредставимого. Автор обращается к концепциям Ж.-Ф. Лиотара, Э. Бёрка, И. Канта, Ф. Анкерсмита и Ж. Рансьера. Автор заключает, что образы, созданные белорусскими фотографами, фиксируют расщепление, разрыв, фрагментацию. Эстетическая программа белорусских фотографов направлена на апроприацию фотографий из личных и анонимных архивов, пересобирание снимков в новый контекст, кадрирование, фрагментирование фотографий. При этом обнаруживается непроницаемость для чтения многих фотографий, что позволяет сказать о наличии в этих образах несимволизированного остатка, punctum’a.