Аннотация:В статье анализируются два рассказа из сборника мекси- канского писателя Хосе Ревуэльтаса (1914–1976) «Бог на земле» (1944) в перспективе, открываемой единственным на протяжении всей книги эпиграфом, являющимся цитатой из IX главы первой части «Записок из подполья»: «А между тем я уверен, что человек от настоящего страдания, то есть от разрушения и хаоса, никогда не откажется». Доказывается, что Достоевского Ревуэльтас воспринимал не напрямую, а через статью Л. Шестова «Преодоление самоочевидностей» (1921). Образуя концептуальную рамку, первый («Бог на земле») и последний («Какова же тьма?») рассказы, действие которых отнесено ко временам восстания «кристерос», конфликта между церковью и государством, развивают мотивы «подземного голоса» и «второго видения», выведенные Шестовым из повести. Замыкая Бога, чей «голос» есть «не свой голос» подпольного человека, в пространстве «земли», Ревуэльтас доводит ситуацию «подполья» до крайней точки безысходности, где возможны только «страдание», «разрушение» и «хаос», где «благоденствие» отрицается «капризом». В его интерпретации каждый смертный, колеблясь между «зверем» и «богом», оказывается в положении «подпольного», что согласуется с трактовкой «подполья» как платоновской пещеры у Шестова.