Аннотация:В статье анализируются возможности исполь-
зования принципов делиберативной демократии
в процессе принятия решений по управлению эко-
логическими конфликтами, а также возможности
применения опыта западных стран в других реги-
онах мира, включая Россию.
Делиберативная демократия, основанная на
принципах взаимности, публичности и подот-
четности, понимается как форма правления, при
которой равные и свободные граждане (и их пред-
ставители) взаимно обосновывают различные
варианты решения в процессе изложения друг другу
взаимоприемлемых и доступных аргументов с це-
лью принятия легитимных и обязательных для
всех в настоящее время коллективных решений,
которые открыты для пересмотра в будущем.
При этом все, кого затрагивают коллективные
решения, должны иметь право, способность и воз-
можность участвовать в принятии этих решений.
Утверждается, что использование принципов
делиберативной демократии позволяет минимизи-
ровать недостатки традиционной парламентской
демократии — правило большинства, проблему
адекватного представительства всех обществен-
ных интересов и мнений, а также проблему кон-
фронтации различных позиций.
Возможности успешного применения принципов
делиберативной демократии для управления эко-
логическими конфликтами проиллюстрированы на
примере разрешения серьезного экологического конфликта Австралии,
связанного с управлением лесным хозяйством на острове Тасмания.
Делается вывод о том, что на пути применения разработанных
и успешно используемых в западном обществе принципов делибера-
тивной демократии для управления экологическими конфликтами
в ином социально-культурном
контексте (включая Россию) возникает
ряд препятствий, связанных с различным отношением к гласности
(открытости) принятия решений и подотчетности принимающих
решения лиц, проблемами взаимного доверия людей и доверия институ-
там, приоритетности целей экономического развития по отношению
к природоохранным, доминирующей ролью государства (правительства)
в принятии решений.