Аннотация:В статье рассматривается проблема связи плюрализма ценностей и либерализма, а так- же роль государства в условиях плюрализма. Для этого анализируются аксиологические, идеологи- ческие и политико-философские аспекты государ- ственного устройства в работах Исайи Берлина, Джона Грея, Джорджа Краудера и Уильяма Галстона. При этом аксиологические положе- ния авторов рассматриваются как основание для политико-философского анализа сущности государственного устройства. Анализируются важные для этой темы понятия несовместимо- сти и несоизмеримости, рациональности и ав- тономии, негативной свободы. Показывается важность негативной свободы как области, на которую не распространяется государствен- ное принуждение, а также важность государ- ственных институтов, защищающих ее. Автор приходит к выводу, что плюрализм ценностей совместим с либеральной идеологией, так как она признает широкий круг свобод человека, по- зволяющих ему жить в соответствии со своим личным планом, что актуально в условиях не- совместимости и несоизмеримости ценностей. При этом автор утверждает, что государство может присутствовать в области негативной свободы, не вмешиваясь в нее законодательно и не навязывая свои образцы, а предлагая их, предо- ставляя гражданам свободу выбора из широкого набора конкурирующих образов жизни (построен- ных на различных ценностях), тем самым уважи- тельно относясь к идее плюрализма ценностей. Таким образом, цель государства в условиях плюрализма ценностей за- ключается в том, чтобы показывать преимущества своих ценностей в культурном плане, обогащать мировоззрение всех людей, разделяю- щих другие взгляды, не ущемляя никого, а привлекая на свою сторону, для того чтобы в конкурентной среде создавать образ «правильного» гражданина. Единство людей, проживающих в государстве в условиях сохраняющегося плюрализма ценностей, будет свидетельствовать о том, что государство действует эффективно.