Аннотация:Систематизация жанров инструментальной музыки до сих пор остается открытой проблемой в отечественной науке. Несмотря на то, что существует общая жанровая картина русской инструментальной
музыки, разработанная ведущим отечественным этноинструментоведом И. В. Мациевским, каждая
региональная и локальная традиции (в том числе народов других этносов) вносят свои коррективы.
В данной статье впервые ставится проблема жанровой систематизации удмуртской традиционной
инструментальной музыки. К настоящему времени учеными накоплен богатый звуковой материал,
описаны органологические свойства удмуртских музыкальных инструментов, процессы изготовления, формы функционирования, приемы игры. Следующим шагом должны стать вопросы классификационного характера. При систематизации нами учитываются три составляющие: коммуникативная, историко-генетическая и музыкальная. Первая является основополагающей в выделении
трех основных жанровых групп: сигналы и наигрыши для коммуникации человека с окружающей
природой (птицы, дикие звери, домашние животные), сигналы и наигрыши для коммуникации человека с иными мирами (верхний и нижний миры), сигналы и наигрыши для коммуникации между
людьми. Эти группы, в свою очередь, подразделяются на несколько жанров с точки зрения историко-генетического метода и музыкального анализа. Новые материалы, последующий детальный анализ музыкально-этнографических данных внесут свои коррективы и будут способствовать ее обогащению и улучшению