Конкуренция альтернативных проектов цивилизационного развития и роль институтов онтологической ответственности // Актуальные проблемы Европы №1 2020. С. 32-45статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 29 июля 2020 г.
Аннотация:В статье обосновывается новый взгляд на глобализацию, которую сегодня нельзя воспринимать в терминах инвариантного движения, стремящегося к универсальной модели, предложенной Западом. Глобализация по состоянию на сегодня представляет собой конкурентную борьбу альтернативных цивилизационных проектов развития, претендующих на глобальное лидерство. Среди эксплицитных альтернатив Западу можно выделить: Исламский проект, Русский мир, Китайский проект сердцевинных ценностей. Каждый из них фундирован партикулярной традицией, апеллирует к собственным религиозным корням, при этом использует для своего продвижения западные методы и технологии и выступает как открытая альтернатива Западному проекту. В силу того, что сегодня каждый из этих проектов (включая Западный) представляет собой определенную социальную реальность со своими канонами, правилами, стандартами, практиками, реальность эта требует постоянного поддержания своего объективного статуса. Для обозначения институции, выполняющей функцию поддержания канонического образа реальности, в статье вводится специальный термин – Институт онтологической ответственности. Обосновывается, что Институты онтологической ответственности не являются уникальным изобретением эпохи Модерн, но были свойственны человечеству на протяжении всей его истории. В архаические времена функцию «стражей реальности» выполнял институт жречества, в Средние века она перекочевала к Церкви, в эпоху Нового времени эту роль выполняли Академии наук, на современном этапе можно говорить о все большем смещении этой функции к аналитическим центрам и think tank. При сохранении классических, для Институтов онтологической ответственности всех эпох, функций: канонизации онтологии, выявлении аномалий, угрожающих каноническому образу реальности, ликвидации аномалий, сегодня добавляется уникальная функция, свойственная только современному этапу – сознательное конструирование социальной реальности. Таким образом, глобализация выходит на уровень конкуренции между разными социальными реальностями, представленными проектами глобального развития, роль же формирования и поддержания образа реальности принадлежит Институтам онтологической ответственности.