Место издания:М.: Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова г. Москва
Первая страница:316
Последняя страница:323
Аннотация:Профессор Н.Б. Шулевский в своем докладе на нашей секции № 8 «Неоэкономика как высшая форма экономики (осмысление в русле научной школы философии хозяйства)» раскритиковал сам термин «неоэкономика», предложенный д.э.н., профессором Ю.М. Осиповым. На наш взгляд он не прав: 1). Согласно: 1.1). Современному словарю иностранных слов: «Нео… [‹ гр. — «новый»] — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «новый», основе «ново…»»; 1.2). Толковому словарю русского языка : «Нео…Первая часть сложных слов со значением новый»; 1.3). Историко-этимологический словарю современного русского языка: «Восходит к греч. — «новый»…»; 1.4). Если на существование имеют право неологизмы: неоавангардизм, неоантроп, необольшевизм, неогегельянство, неоготика, неодарвинизм, неоимпрессионизм, неоклассицизм, неоколонизм, неоконсерватизм, неолингвистика, неомарксизм, неомеркантилизм, неонацизм, неоницшеанство, неоплатонизм, неопозитивизм, неореализм, неоромантизм, неосталинизм, неотектоника, неотомизм, неофашизм, неофит, то также имеет право на существование неологизм «неоэкономика». 2). Для сопоставления понятий «старая экономика» и «неоэкономика» автор доклада, по аналогии с синтетическим индексом качества (СИК), выведенным им в 2008 г., предлагает: 2.1). Создать набор всех показателей обеих вышеуказанных экономик в цифровом варианте; 2.2.). «Старую экономику» считать эталонной (это базовая экономика, т.е. это уровень, «печка», относительно которой идет отчет), а «неоэкономику» — экспертируемой (это анализируемая экономика); 2.3.). Вычислить, по выведенным автором доклада, многоуровневым формулам синте-тического индекса качества SQIIA[1, 2], безразмерная величина; 2.4). Вычислить относительную ошибку @: @ = {(SQIIA[1,2] - SQIIA[1,1])/SQIIA[1,1]} = = {(SQIIA[1,2] – 1)/1} = (SQIIA[1,2] – 1); 2.5). Если @ ≥ 0,5, то экспертируемая экономика (анализируемая экономика), является, на самом деле, «неоэкономикой». I). В истории развития, по крайне мере, европейской цивилизации переход от средневековых цехов к мануфактурному производству (всех типов и подтипов) и бесконечное развитие спроса на колоссальный набор товаров в связи с Великими Географическими открытиями и освоением большого количества колоний на Американском континенте, в странах Африки, Азии, Атлантического, Индийского и Тихоокеанского бассейнов является переходом к Неоэкономике Нового времени. Средневековая цеховая Европа не знала и не могла знать ни: 1). Торговых бирж (XVI в.), 2). Мануфактур, 3). Детального разделения труда на одной взятой мануфактуре, 4). Стыковки техники и технологий с производством, 5). Протобанков, 6). Протестантизма во главе с английским королем Генрихом VIII, который люто кровавыми методами насильственно приучил народ к каждодневному, тяжелому, каторжному труду (до этого около 150 дней в каждом году были выходными, из-за большого количества католических праздников), Петр I Великий реализовал аналогичный план с целью проведения первой индустриализации в Российской империи. 7). Создания протонациональных и протомировых рынков по отдельным видам товаров, 8). Создания протоединой денежной системы, 9). Патентного права (1626 г. - в Англии), 10). И т.д. и т.п. II). Фабричное производство (конец XVIII в. - XIX в.) по сравнению с мануфактурным производством так же является колоссальным скачком и новым типом неоэкономики: 1). Колоссальный рост масштабов производства; его рост сдерживало только низкие потолки платежеспособного спроса массового потребителя; 2). Появление и гигантский рост, в первую очередь, железнодорожного транспорта: объемы грузооборота; пассажирооборота, средней технической скорости, средней участковой скорости, среднего расстояния перевозки; 3). Из предыдущего абзаца: пп. 3), 4), 5) (без прото), 7). (без прото), 8). (без прото), 9). Создание классических корпораций с детальным разделением управленческого труда (началось с железнодорожных организаций в САСШ); 10. Массовое производство товаров народного потребления и производственного потребления: швейная машинка «Зингер», сельскохозяйственные виды техники, керосиновые лампы в САСШ, а затем - во всем мире; 11). Появление универмагов; 12). Создание Втузов - начало Политехническая школа (École politechnique) – 1794 г.; 13). Создание Академий - начало Лондонское королевское общество («Royal Society») – 1660 г.; 14). Новый тип технического училища - начало Национальная школа искусств и ремесел (Concervatoire National des Arts et Métiers), 1794 г. III). Народные хозяйства XX в. так же является колоссальным скачком и новым типом неоэкономики. Приведем только один фундаментальный показатель: Массовое производство товаров народного потребления: автомобили Г. Форда I Великого. Это начало «общества массового потребления» не только в США, но и в других странах мира. IV). Народные хозяйства 1970 гг. - XXI века так же является колоссальным скачком и новым типом неоэкономики. Сейчас производятся такие технологии и изделия, которые очень сложные, затратные. Цены изделий зависят от объема реализации: АЭС, гражданских и военных самолетов, кораблей, ИСЗ и т.д. и т.п. Современный потребитель становится господином. На первых порах он может закупить некоторое количество отдельно взятого изделия. Но потом он требует участий: 1). В производстве; 2). В модернизации; 3). В НИОКР; 4). В реализации третьим потребителям. Например, в РФ реакторы на быстрых нейтронах БН-350 (350 МВт) создавались 24 года, и в его проектировании участвовали десятки НИИ, а в производстве - сотни предприятий. Основные затраты лежат на государстве; никакие корпорации не будут никогда вклады-ать в такие дорогостоящие, длительные и очень плохо прогнозируемые результаты. Государство может вернуть затраченные ресурсы только через: 1). Все виды налогов и акцизов с предприятий, подобных вышеуказанным направлениям и их смежников всех уровней; 2). Налоги с фондов заработной платы с предприятий, подобных вышеуказанным направлениям и их смежников всех уровней; 3). Не надо содержать безработных; 4). Необходимы кредитные линии; 5). И т.д.