Аннотация:В статье представлены основные результаты комплексного исследования, посвященного причинам возникновения общего понятия договора в правовой науке ius commune Западной Европы Средних веков и раннего Нового времени.Использование такого понятия рассматривается как особенность юридического стиля стран континентальной Европы, чуждая правоведам Древнего Рима, исламского фикха и англо-американского общего права. Обосновывается тезис о длительном и сложном процессе формирования обобщающего понятия договора
благодаря сочетанию моделей договора-соглашения (consensus) средневековых комментаторов римского права (Свода цивильного права Юстиниана) и договора-обещания (promissio), сформулированного юристами Церкви на основе канонов Декрета Грациана и папских декреталий в XII–XIVвв. Обобщение паследия ius commune приносит первые результаты в виде единой концепции договора в доктринальных произведениях французских ученых гуманистической школы (Франсуа Коннана, Уго Донелла) и испанских схоластов второй половины XVIв. (Доминго де Сото, Луиса де Молины и Леонарда Лессия). Понятие договора рассмотрено в контексте двух научных программ каждой из названных школ: во-первых, упорядочить цивильное право подобно искусству в
соответствии с предполагаемым идеалом Цицерона и с помощью методологии последовательного изложения научной дисциплины Пьера де ля Рамэ; во-вторых, объяснить положения позитивного римского, канонического и национального права на основе естественно-правовых принципов и идеала уравнивающей справедливости, раскрытых в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. На материале юридических трактатов XVIв. анализируются определение договора, его основные признаки и их доктринальное происхождение в комментариях к
римскому и каноническому праву, а также в морально-теологической и философской литературе. Выявлены несоответствия концепции договора французских юристов источникам римского права, а также противоречия в общем понятии договора вторых схоластов. Оценивается теоретическое значение использования абстрактного понятия договора для изложения договорной доктрины раннего Нового времени.