«Благодать видимо там присутствует»: Оптина Пустынь в судьбе Н.В. ГоголястатьяНаучно-популярная статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Поездки в Оптину Пустынь и знакомства с насельниками монастыря оставили глубокий след в душе Гоголя: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» (из письма к графу А.П. Толстому от 10 июля 1850 г.). В статье освещены отношения Гоголя с оптинскими иноками: послушником Петром Жерве. старцем Макарием (Ивановым), игуменом Моисеем (Путиловым), монахом Порфирием (Григоровым), иеросхимонахом Феодотом (Кольцовым). Установлен адресат письма Гоголя в Оптину Пустынь (село Долбино, 20 июня 1850 г.): «Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет…», который долгое время оставался неизвестным или указывался неверно. Это был иеромонах Филарет (в схиме Феодот), оптинский старец, духовник братии Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Препятствием для правильной атрибуции стала смена имени при пострижении в схиму. Письмо Гоголя и его суждения об обители стали хрестоматийными. В 1916 г. С.Н. Дурылин процитировал гоголевские строки и распространил мысль, обобщая духовный опыт многих людей: «Да, быть в Оптиной, – быть в ней всегда, когда пишешь, учишься, работаешь, страдаешь, умираешь далеко от нее – и быть все же в Оптиной <…> Гоголь сказал то, что сказали бы все, оживотворенные оптинской любовью и властью, все – от Киреевского до плачущей бабы».