Цифровая трансформация цепочек создания ценности: «улыбка» может оказаться «хмурой»статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 7 июля 2020 г.
Аннотация:В статье исследуются цепочки создания ценности как новые формы хозяйственного взаимодействия, занимающие промежуточное положение между рынком и иерархическими структурами. Обсуждаются основные причины их образования с точки зрения менеджериального, неоклассического и институционального подходов. Анализируются закономерности распределения добавленной стоимости между участниками цепочек, а также факторы, оказывающие влияние на это распределение. Отдельное внимание уделено тенденциям изменения конфигурации цепочек создания ценности под воздействием развития цифровых технологий. Обосновывается, что причины формирования цепочек создания ценности (уменьшение неопределенности, экономия трансакционных издержек, защита вложений в специфические активы и распространение (закрепление) неявного знания) аналогичны причинам вертикальной интеграции в рамках единой компании (бизнес-группы). Иными словами, цепочки создания ценности можно трактовать как пучки неоклассических и отношенческих контрактов. На основе анализа реальных данных делается вывод о том, что распространенная точка зрения о наличии преимущества интеграторов и компаний, расположенных на крайних участках цепочек создания ценности, в распределении добавленной стоимости (так называемая «улыбающаяся кривая») не всегда соответствует действительности. Достаточно часто преимуществами в распределении добавленной стоимости обладают поставщики ключевых компонентов. Выявляются основные каналы влияния цифровой трансформации на состав участников цепочек, а также распределение между участниками власти и добавленной стоимости. Обосновывается усиление роли цифровых платформ как интеграторов взаимодействия и держателей информации о поставщиках и потребителях продукции. Обсуждается перераспределение власти от производителей материальных благ в пользу создателей цифровых прообразов этих благ.