Аннотация:Проанализирован уровень топологической сложности сухопутных транспортных сетей (включая
автодороги, железные дороги и автозимники) 27 регионов Сибири и Дальнего Востока по вариации значений 16 их топоморфометрических параметров. Выявлены основные типы топологических дефектов структуры региональных сухопутных транспортных сетей: пространственная
изолированность (разорванность), повышенный уровень дендритности (разветвленности), наличие нескольких циклических остовов и изолированных циклических элементов, многоядерность
топологических ярусов циклических остовов. Наивысшей степенью изолированности отличаются транспортные сети Камчатского края, Чукотского автономного округа, Хабаровского края
и Томской области. Самый высокий уровень дендритности сети автодорог имеют Республика
Алтай, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, республики Тыва и Бурятия, Еврейская АО, остров Сахалин, а также главный циклический остов сети автозимников Чукотского
автономного округа. Многоостовность характерна для транспортной сети Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных округов, Кемеровской области, Хабаровского края и Бурятии.
Многоочаговость 2-го топологического яруса циклического остова – отличительная черта сухопутных транспортных сетей юга Красноярского края, Иркутской области, Республики Якутия,
Кемеровской и Новосибирской областей; 3-го топологического яруса – сети дорог Алтайского
края. По уровню пространственной надежности (уязвимости) топологической структуры выделены следующие типы региональных транспортных сетей: наиболее надежные (неуязвимые;
к этому типу относятся 4 региона), высоко надежные (8), средне надежные (5), сильно уязвимые
с низким уровнем пространственной надежности (5), наиболее уязвимые сети с минимальным
уровнем пространственной надежности (5 регионов).