Аннотация:Классификация зрительных иллюзий является важным этапом развития представлений о феномене иллюзий. Хотя в ряде работ были предложены различные способы разделения зрительных иллюзий на классы, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым. В данной статье проводится анализ современных работ по данной проблеме, обсуждаются трудности разделения многочисленных зрительных иллюзий на классы, а также рассматриваются достоинства и недостатки имеющихся на настоящее время классификаций. Предлагается авторский вариант классификации, основанный на гипотезе об уровневой организации процесса формирования иллюзий, а также гетерархическом характере этой организации. Обсуждаются преимущества предложенной классификации, а также экспериментальные работы по восприятию зрительных иллюзий, хорошо укладывающиеся в рамки предложенной модели.