Аннотация:Понимание «понимания» представляется когнитивным процессом умственного означивания, ресурсом герменевтики. Особое внимание уделяется оценке таких составляющих данного процесса, как распознавание смыслов в коммуникативной среде; организация текстов; размерность ситуаций; апелляция к сверхтекстовым смысло-значимостям. Акт понимания композиционно уподобляется некоему мегаконтуру, включающему следующие аддитивные группы:предпонимание, вводящее релевантные рамки распознавания смыслов в коммуникативной среде; текст, толкуемый как образно-символическая система; контекст, вводящий соответствие смыслов-значений размерности ситуаций; подтекст, аппелирующий к свертекстовым смыслам, базирующимся на наведение мостов от ядерных признаков единств к периферическим.Подтекст есть позиционная универсалия, которая доопределяет, доуточняет ранее реализованные референциальные, прагматические, синтаксические виды определения и уточнения фигур заинтересованного обмена деятельностью.Авторы подчеркивают, что комплементарность подтекста интерактивных ситуаций обусловливается взаимопереплетением явлений языкового и неязыкового порядка, объективируемых на вербальном и невербальном уровнях и востребующих уяснения, уловления, идейной разборки, расшифровки обнаружением духовно-жизненной проницательности.Такой подход позволяет квалифицировать понимание как комплементарную процедуру, опирающуюся на пресуппозицию, диспозицию, экспектацию, референцию.