Аннотация:Без сомнения, М.В. Ломоносов – это явление мировой культуры. Говорить о нем можно только в контексте обсуждения деяний редкой когорты универсальных деятелей мировой культуры. Всю свою искрометную жизнь Ломоносов стремился реализовать непреходящую человеческую потребность понять и освоить мир во всем многообразии, будь то физико-химические закономерности его существования или медико-биологические свойства материи. Вместе с тем, приходится с сожалением констатировать, что нынешнему поколению ни Ломоносов-литератор, ни Ломоносов-естествоиспытатель, ни, тем более, Ломоносов-организатор науки, почти неизвестны. Быть может, это связано с тем, что долгие годы люди пробавлялись в основном теми сведениями, которые поставляла им историческая беллетристика, воспитывавшая интерес к прошлому как к чему-то экзотическому. Знание медицины требует, прежде всего, хорошо ориентироваться в достижениях химии, физики, математики, биологии (физиологии), умения логично мыслить и четко формулировать цели и задачи исследования. В полной мере М.В. Ломоносов удовлетворял этим требованиям, потому его труды, затрагивающие медицинские проблемы, были полны свежих идей и оригинальных подходов к решению задач. На основании анализа работ М.В. Ломоносова «Слово о пользе химии», «Слово о пользе стекла», «Письмо к И.И.Шувалову от 26 июля 1753 года», «О размножении и сохранении народа российского» оценивается вклад ученого в становление и развитие отечественной медицины, при этом акцентируется внимание на роли М.В. Ломоносова в становлении российского медицинского образования. Исторически сложилось так, что у истоков медицинского образования в России стояли иноземные лекари. М.В. Ломоносов понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством, которым следует противопоставить лечение по правилам медицинской наук. Россия того времени действительно испытывала острую нужду во врачах. Обучение медицине проводилось в нескольких госпитальных школах, но число русских врачей было очень небольшим. Приглашение врачей из-за границы обходилось слишком дорого и поэтому не могло иметь широкого распространения. Подготовка врачей путем прикрепления русских юношей к иностранным врачам с требованием учить их «с великим прилежанием, ничего не тая», – шла также очень медленно и не обеспечивала страну нужным количеством врачей. Сохранились многочисленные жалобы, датированные серединой восемнадцатого века, на отсутствие врачей в провинциальных городах, сельское население России было почти лишено медицинской помощи. М. В. Ломоносов прекрасно знал это и для искоренения подобного «нетерпимого положения» рекомендовал ряд мер, среди которых одна из главных: расширить практиковавшиеся до того способы подготовки медиков (посылка в иностранные университеты и индивидуальное ученичество у иностранных лекарей). «Медицинской канцелярии, – писал Ломоносов, – подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли». Нужны были русские врачи, подготовленные в русских учебных заведениях. Причем не только узкие специалисты-лекари, но и дипломированные врачи, облеченные степенью доктора медицины. Именно поэтому наряду с требованием усилить существовавшую подготовку врачей, М.В. Ломоносов настойчиво добивался создания нового источника их подготовки – университета с медицинским факультетом.