Аннотация:В статье предпринят источниковедческий анализ малоизвестного в отечественной науке источника - "Книги императора Сигизмунда", составленной на средневерхненемецком языке в 1437-1440 гг. Рассмотрены две проблемы, относящиеся ко внутренней критике источника - личность автора и особенность жанра, в том числе в свете поднятого в литературе вопроса об их "ренессансном" характере. Автор "Книги" - Эберхард Виндеке, слуга Сигизмунда Люксембургского - происходил из обедневшего патрицианского рода имперского города Майнц. Зависть и неприязнь к существующему патрициату проявляется и в повествовании, и в непосредственных действиях Эберхарда. Благодарность к господину, обеспечившему его существование, обусловливает пристрастность автора к центральной фигуре "Книги". Тем не менее и в его эмоциональных оценках прослеживается своя внутренняя логика: Эберхард считал единство короля и князей высшей ценностью и осуждал ту сторону (иногда и Сигизмунда), которая, на его взгляд, делала недостаточно для борьбы с общими угрозами.
Первоначально "Книга" была задумана как посмертное жизнеописание Сигизмунда. Однако получившийся в итоге труд сочетает в себе черты биографии правителя, автобиографии самого автора и всемирной хроники - собрания разнородных событий. показавшихся автору "достопамятными". Такая сложность жанра - результат нескольких причин. Во-первых, Виндеке - малоначитанный бюргер, а не учёный муж - не умел концентрироваться на предмете своего повествования. Во-вторых, "Книга" составлялась под диктовку Эберхарда и не получила окончательной правки. В-третьих, диктовавший Виндеке крайне желал поучить юношество и отвлекался на "назидательные" отступления.
Исследование показало, что неверно видеть в характере автора и его труде влияние Ренессанса. Гнетущее состояние кризиса в церкви и Империи усиливало в авторе религиозное сознание, ослабленное у гуманистов.