Аннотация:Материалы и методы. Материалом для настоящей работы послужили результаты обследования 150 мальчиков 6–10 лет из дошкольных образовательных учреждений и младших классов общеобразовательных школ и 103 юных футболиста 6–10 лет, проходящих этап начальной спортивной подготовки. Программа комплексного обследования включала стандартные показатели физического развития и физической подготовленности: измерение тотальных размеров тела, обхвата грудной клетки, обхватных размеров конечностей и кожно-жировых складок, жизненной емкости легких, артериального давления и частоты сердечных сокращений, осанки; тестирование кистевой силы, длины прыжка с места, времени челночного бега в трех отрезках по 10 м, дистанции 6-минутного бега, гибкости.
Результаты. У детей, не занимающихся спортом, отмечаются факторы риска превышения массы тела и развития ожирения, низкого развития мышечной массы, нарушений осанки, неэкономичного функционирования сердечно-сосудистой системы при случаях гипотонии, сниженной функции внешнего дыхания. Юные футболисты характеризуются нормальной массой тела и ИМТ, более низким жироотложением и более высокой мышечной массой, меньшей частотой нарушений осанки, преобладанием высокой жизненной емкости легких, более низким пульсом при случаях повышенного артериального давления, лучшей гибкостью, быстротой, силой и координацией.
Обсуждение. Систематические организованные занятия спортом оказывают положительное влияние на физическое здоровье детей 6-10 лет. Наибольшее отставание показателей физического развития детей, не занимающихся спортом, характерно для детей 7 лет, может быть интерпретировано как синхронное влияние факторов возрастного преобразования высших психических функций, напряжения гомеостатических механизмов регуляции и начала школьного обучения при усилении гиподинамии. Наименьшие различия по физическому развитию и физической подготовленности характерны для 6 летних детей, что соответствует этапу завершения полуростового скачка.
Заключение. Раннее начало систематических занятий спортом способствует оптимизации физического здоровья детей 6-10 лет. Основой положительного влияния спортивных занятий является преемственность объема и содержания программ физического воспитания и этапа начальной спортивной подготовки с акцентом методов развития общей физической подготовленности, формирующих становление функциональных систем жизнеобеспечения и опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: антропология; ауксология человека; программы физического развития; начальная спортивная подготовка; юные спортсмены