Аннотация:Концепция представления греков о мире как театральной сцене была
сформулирована А.Ф. Лосевым в «12 тезисах об античной культуре» и проиллюстрирована в статье A.A. Тахо-Годи: представление о жизни как сценической игре (когда акцент смещается со слова «игра» на слово «сценическая») появляется в эпоху эллинизма и вырастает из диалогов Платона. В целом негативное отношение Плутарха
к трагическому жанру, не раз высказанное в «Моралиях», ощущается и в некоторых
контекстах биографий: «трагедия» выступает как синоним обмана или напыщенности.
Тем не менее, исследования показали, что трагические цитаты и образы в отдельных
биографиях играют значительную роль и не обязательно несут негативные коннотации,
а драматическая лексика оттеняет важные эпизоды из жизни героев. Задача данной
работы – рассмотрение «трагических» отсылок как элементов художественного метода Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях» в целом, то есть сопоставление уже
рассмотренных с этой точки зрения контекстов отдельных биографий с еще не изученными. Трагический дискурс находит у Плутарха выражение в самых разных формах:
оттеняющая действие цитата, аналогия или аллюзия, превращающие частное в общее,
сюжетно-композиционное оформление, характеризующее героя как трагического персонажа. Несмотря на неприятие «трагической» манеры историографии, Плутарх сумел
сделать драму частью своего авторского метода. Его принцип можно охарактеризовать
как внутрикультурную и междужанровую рецепцию.