Горизонты научного плюрализмастатья

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст PHILOSOFIAMETODOLOGIA_Vol1_N1_2015_P_068-085.pdf 142,4 КБ 14 августа 2016 [markin_vladimir]

[1] Васюков В. Л. Горизонты научного плюрализма // Философия, методология и история науки. — 2015. — № 1. — С. 68–85. Дискуссии по поводу плюрализма в науке, как правило, ведутся в контексте обсуждения тезиса о единстве науки, выдвинутого представителями неопозитивизма в 1930-х годах и подвергшегося критике с 1978 года. В статье эта проблема рассматривается на примере плюралистической ситуации в современной логике и вытекающих из нее последствий. Проблема логического плюрализма стала актуальной в связи с возникновением и дальнейшим развитием неклассических логик. Аргументы в пользу выбора единственной системы логики, как правило, носят внелогический характер, их можно квалифицировать как поиски утраченного рая, из которого логика и логики неожиданно оказались изгнанными. Концепция универсальной логики, являющейся теорией взаимной переводимости и комбинируемости логических систем, позволяет надеяться на более конструктивный подход к проблеме плюралистичности современной логики. В то же время логический плюрализм привел не только к онтологическому плюрализму, но и к возникновению неклассической математики, которая формализована или может быть в принципе формализована в рамках некоторой логики, отличной от классической. Анализ онтологического плюрализма приводит к концепции глобальных и локальных универсумов, распространяемой на многообразие неклассических формальных математик и влекущей за собой вопрос: является ли наша математика глобально классической, а локально неклассической (то есть имеет неклассические части), или, наоборот, она глобально неклассическая, будучи в то же время локально классической? В заключение указывается, что с точки зрения постнеклассической науки логический плюрализм является, по-видимому, предпосылкой свободы выбора логического инструментария, детерминирующего направление исследования в соответствии с поставленными целями и принимаемыми ценностями и нормами.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть