Место издания:ООО "Агентство социально-гуманитарных технологий" Москва
Первая страница:54
Последняя страница:56
Аннотация:Наименование цвета представляет сложную систему образов и смыслов. Ю.Д. Апресян полагает, что компоненты цвета не универсальны и могут зависеть от признаков или предметов, которые являются значимыми для этнической общности [Апресян, 1995, с. 59]. По мнению М. Пастуро, цвета не являются чем-то материальным, это ни свет, ни волны, ни вибрация, а категории, которые определяются культурой: «les couleurs ne sont en effet ni des matières, ni des lumières, ni des ondes, ni des vibrations. Ce sont des catégories, qui se définissent différemment selon les cultures» [Пастуро, 1992, с. 166]. Он считает, что цвет – явление общественное, и ни природа, ни наука, ни техника не создают цвета: «сe n'est pas la nature qui fait la couleur, encore moins la science ou la technique; c'est la société » [там же].
Внешний мир вызывает различные ментальные цветовые ассоциации, которые зависят от географических, исторических, культурных и социальных факторов. Под влиянием внешних факторов в сознании возникают воспоминания, ассоциации, образные представления. В этом случае цвет интерпретируется на когнитивном уровне символов и образов. В этой связи особая роль отводится метафоризации, которая рассматривается как способ создания языковой картины мира, возникающей в результате когнитивного использования уже имеющихся в языке значений с целью создания новых эмоционально окрашенных цветовых образов.
Коннотативные значения цветообозначений опираются на ассоциации, в основе которых может лежать субъективный человеческий опыт, в частности, осмысление реалий в контексте профессиональной деятельности. В этом случае речь идет о вторичных ассоциациях, имеющих отношение к зоне периферического сознания. Вторичные ассоциации являются проекцией сознания реципиентов, объединенных общей производственной или профессиональной задачей.
В рамках изучения связей ассоциативных полей с профессиональной деятельностью нами был проведен свободный ассоциативный эксперимент. Цель эксперимента состояла в анализе языкового сознания французов через выявление реально существующих в психике носителя языка ассоциативных связей, лежащих в основе значения цветообозначений и внешних связей по соотнесенности с определенной ситуацией, в данном случае, профессиональной. Анализ ассоциативного поля, сформированный из ассоциатов на каждый стимул-цвет, позволяет строить суждения о ментальных образах испытуемых и оценить семантический выбор цветовых стимулов. Наш материал, собранный путем опроса респондентов, работающих в области моды prêt à porter, показал, что часто встречающимися цветовыми репрезентациями для них являются предметы и объекты, имеющие отношение к их профессиональной деятельности. Цель ассоциативного эксперимента - исследовать цветовой ассоциативный ряд в сфере потребления модной текстильной продукции.