Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспективстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 мая 2020 г.
Аннотация:В статье дается анализ причин повышенного интереса к культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского у ряда современных зарубежных исследователей социального познания в свете имеющихся методологических противоречий и последних эмпирических данных современной науки. Анализируются основные идеи и понятия культурно-исторической концепции, на которые опираются в своих исследованиях зарубежные последователи Л.С. Выготского, в том числе известные эксперты в области изучения процессов социального познания в фило-антропо- и онтогенезе M. Tomasello и Ch. Fernyhough. Приводится описание концептуального аппарата и моделей развития социального познания в фило-антропо- и онтогенезе, разработанных этими учеными в опоре на положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Особое внимание уделяется положению о диалогической природе человеческого мышления как основы развития социального познания в онтогенезе. Рассмотрены механизмы зарождения диалогического мышления из эгоцентрической речи, описанные в оригинальной модели становления социального познания в онтогенезе Ch. Fernyhough. Анализируются положения и понятия культурно-исторической концепции и ведущихся на ее основе разработок отечественных авторов, обладающие эвристическим потенциалом для дальнейшего становления парадигмы социального познания.