Аннотация:Рассмотрены результаты серии экспериментов, в которых было продолжено исследования факторов, влияющих на формирование симметричных отношений между «знаком» и «обозначаемым» у серых ворон. Для этого птиц без предшествующего экспериментального опыта обучали выбору по условному соответствию образцу: если образцом было изображение буквы «S», птицу подкрепляли за выбор изображения пары фигур одинакового размера, а если образцом было изображение буквы «V», то за выбор пары фигур разного размера (одновременно предъявляли образец и два стимула для выбора). После завершения определенных стадий обучения провели три теста на спонтанное понимание симметричности отношений между знаком и обозначаемым, в которых образец («S» и «V») и стимулы для выбора (изображения пар фигур) поменяли местами. Обе вороны не справились с первым тестом, но справились с третьим. В целом, полученные данные подтверждают предположение о том, что симметричные отношения между знаком и обозначаемым появляются не спонтанно, а под влиянием предшествующего опыта животного.