Аннотация:В статье рассматриваются актуальные вопросы развития толпы как социальнопсихологического феномена и объекта социологического исследования. Особое внимание уделено проявлению и действию толпы в сфинансово-экономической сфере, когда участниками толпы являются конкретные социально-ролевые группы: вкладчики, сберегатели, заемщики, обманутые банковскими организациями и вынужденные собственными силами выступать в защиту своего попранного права на сохранность собственности, доверенной банку, и по сути потерянной по вине последнего. Автор анализирует толпу как исторический социально-психологический феномен, рассматривает классификацию толпы, ее давление и политическую силу, характерные признаки власти охлократии, механизм ее воздействия на лидерство в толпе; дает обобщенный «портрет» российской толпы, порожденный финансовобанковскими кризисами.