Аннотация:В статье рассматривается проблема визуальной репрезентации факта. Материал основан на советской живописи (а также графике и агитационном фарфоре) конца 1920 – начала 1930-х годов, в которой получили распространение изображения разного рода документов (газет, плакатов, мандатов, писем и пр.). Показано, как такого рода композиции опираются на глубинную художественную традицию в европейском искусстве, расширяя (и трансформируя) исходную информацию посредством удвоения кода (вербального и визуального) и переходя на уровень метатекста. Целью исследования является обсудить, как документальная мотивика изобразительного нарратива раскрывает специфику парадоксальной поэтики позднего авангарда, выступая, с одной стороны, как визуальный аналог «литературы факта» и тем самым сигнализируя о смещении парадигмы культуры с синтактики на прагматику, а с другой – проблематизируя оппозицию истинное/ложное в изображении мира. Документ в живописи трактуется в статье как симптом сюрреализма, который в свернутом виде, как внутренняя потенция, обозначился в советском искусстве конце 1920-х годов, однако по ряду причин так и достиг полноценного самораскрытия.