Аннотация:В современном этнографическом изучении питания принято уделять внимание не только составу и приготовлению пищи и напитков, но и практикам и традициям их употребления, связанным с ним нормам поведения, элементам этикета, комплексам значений, которые они несут — то есть тому, что входит в понятие «культуры потребления». Как и во многих других регионах мира, в Южной Европе вокруг употребления определённых алкогольных и безалкогольных напитков сложился устойчивый культурный контекст, локально привязанный к определённым публичным пространствам, которые выступают как место общения, позволяя поддерживать сознание и чувство коллектива. Ряд аспектов данного традиционного явления проявляет значительную устойчивость, восходя отчасти, вероятно, к эпохе античности. С другой стороны, культура общественных пространств, связанных с употреблением напитков (таверн, баров, кафе и др.) переживает и достаточно динамичные изменения, влияющие на традиционный облик южноевропейской культуры и внимательно изучаемые в последнее время этноантропологами с применением ряда новаторских подходов.